Кинологический информационный портал Friendship of the Russian regions.

Дрессировка служебных собак М. И. Ваничев, В. В. Рылов, Н. А. Сахаров http://lib.rus.ec/

Перейти вниз

Дрессировка служебных собак М. И. Ваничев, В. В. Рылов, Н. А. Сахаров http://lib.rus.ec/

Сообщение автор Лютый в Вт Май 20, 2014 4:36 am

Глава III. Дрессировка служебных собак М. И. Ваничев, В. В. Рылов, Н. А. Сахаров
Дрессировка собак для служебных целей проводится специально подготовленными для этого лицами — дрессировщиками служебных собак.
Не каждый человек может отвечать тем требованиям, которые предъявляют к дрессировщику. Поэтому необходимо производить соответствующий подбор людей для этих целей.
Дрессировщик прежде всего должен любить свое дело, быть энергичным, решительным, требовательным, настойчивым и в то же время терпеливым. Он должен иметь соответствующую теоретическую и практическую подготовку.
Приступая к дрессировке собаки, дрессировщик должен знать ее возраст, состояние здоровья, условия, в которых собака находилась до дрессировки, особенности ее нервной системы, преобладающие реакции и отношение ее к различным раздражителям.
1. Подбор собак для дрессировки
Общие положения. Правильный подбор собак для дрессировки имеет важное значение. От того, насколько правильно подобраны собаки, зависит успех дрессировки.
При правильном подборе собак процесс дрессировки ускоряется, создается уверенность в высоких качествах будущей служебной собаки.
Отбирать собак надо с учетом требований, предъявляемых определенной службой. Например, розыскная собака должна удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к служебной собаке, тогда как ездовая собака должна быть выносливой, а чутье и слух решающего значения при ее работе не имеют. Караульная собака должна иметь хорошо выраженную оборонительную реакцию, острый слух и т. д.
Для того чтобы правильно отобрать собак для дрессировки, необходимо определить:
1) преобладающую реакцию у собаки;
2) степень возбудимости собаки;
3) состояние органов чувств (обоняние, слух и зрение);
4) экстерьер.
Требования, предъявляемые к каждому из этих четырех слагаемых, различны и зависят от того, каким приемам и для какой службы будут дрессировать собаку.
Отбор собак следует подразделять на два этапа.
Первый этап — предварительное изучение собак в целях отбора для дрессировки.
Второй этап — тщательное изучение собак в процессе самой дрессировки для уточнения их рабочих качеств.
Рассмотрим порядок и методы изучения собаки на первом и втором этапах.
Определение преобладающих реакций. Это определение производится на первом этапе. В зависимости от результатов его решается вопрос, пригодна ли собака для дрессировки к той или иной службе.
На втором этапе эти данные уточняются.
Методика определения преобладающих реакций в основном одинакова для обоих этапов.
Приступая к определению преобладающих реакций у собаки, прежде всего необходимо путем опроса владельца собаки (или других лиц) выяснить, в каких условиях воспитывалась данная собака, подвергалась ли она дрессировке и отучалась ли от взятия пищи из чужих рук. Полученные сведения необходимо учитывать при окончательной оценке собаки.
Обследование собак на преобладающую реакцию следует производить в часы кормления или не ранее чем через 4 часа после кормления.
Наиболее благоприятными часами для обследования следует считать часы утреннего кормления, когда собака находится в состоянии достаточной пищевой возбудимости и не утомлена.
В обследовании собаки принимают участие дрессировщик, его помощник и владелец собаки. В качестве помощника следует привлекать человека, не известного собаке.
Для обследования выбирают место, мало знакомое собаке и без каких-либо отвлекающих собаку раздражителей (собак, каких-либо животных и посторонних людей). Необходимо наличие естественных или искусственных укрытий (кустов, деревьев, заборов, строений и т. п.), которые обеспечивают укрытие от собаки ее владельца, помощника, а также лиц, проводящих обследование (при обследовании большого количества собак кобелей следует обследовать раньше сук).
Необходимо учитывать внешние условия (погоду, осадки, температуру, силу и направление ветра, наличие «посторонних» раздражителей).
Само обследование производится в следующем порядке.
До прихода, владельца с собакой на место обследования помощник по указанию обследующего прячется за один из местных предметов на расстоянии не менее чем 50 м от того места, где будет находиться собака. Сам обследующий также располагается на расстоянии 20–30 м, за одним из укрытий, но так, чтобы иметь возможность хорошо наблюдать за поведением собаки и подавать сигнал владельцу собаки и своему помощнику.
Владелец приводит собаку на место обследования и привязывает ее поводком на длину 1,5–2 м к дереву, забору, колу и т. п. Привязав собаку, он отходит от собаки в сторону, противоположную от нахождения помощника, и на расстоянии не менее 50 м от собаки укрывается от нее за каким-либо местным предметом.
Обследующий отмечает поведение собаки после ухода се владельца, а также отношение собаки к привязи и к новой для нее обстановке.
После того как собака достаточно ознакомится с окружающей средой, а также успокоится после ухода ее владельца, помощник по указанию обследующего несколько раз не сильно стучит палкой о ствол дерева, доску или забор, а обследующий отмечает реакцию у собаки на ззуковой раздражитель.
Когда собака успокоится, по сигналу обследующего из-за укрытия выходит помощник и приближается к собаке, ласково называя ее по кличке, предлагает ей лакомство. Подойдя к собаке вплотную и попытавшись дать лакомство, помощник вновь возвращается за укрытие.
Взяв за укрытием заранее приготовленный тонкий прут или соломенный жгут (хлыстом пользоваться не следует, так как хлыст для многих собак может явиться тормозным условным раздражителем), помощник вновь медленно приближается к собаке, при этом взмахивает прутом, ударяет им о землю, производит резкие движения и т. д. Приблизившись к собаке, наносит ей 2–3 легких удара, после чего убегает в укрытие. Оставив прут за укрытием и взяв лакомство, помощник вновь спокойно подходит к собаке, подзывает ее и пытается дать ей лакомство, после чего вновь возвращается за укрытие.
Обследующий точно отмечает поведение собаки при подходе помощника в первый, второй и третий выход.
После того как собака успокоится, по сигналу обследующего владелец, находясь за укрытием, голосом средней силы называет собаку по кличке, чем привлекает ее внимание, а затем спокойно подходит к собаке, поднося ей обычную для нее пищу. Положив пищу перед собакой так, чтобы собака слегка тянулась за пищей, но при этом могла бы ее есть, владелец удаляется за свое укрытие. Как только собака начнет поедать пищу, появляется помощник с прутом и дразнящими движениями пытается отогнать собаку от пищи, после этого он уходит за укрытие.
Обследующий отмечает отношение собаки к владельцу, к пище и дразнению помощника. После этого к собаке вновь подходит ее владелец и, остановившись около собаки, успокаивает ее лаской и вновь предлагает ей пищу. Как только собака начнет есть, из-за укрытия вновь появляется помощник и нападает на собаку, а владелец старается возбудить собаку на защиту от нападающего.
На этом обследование заканчивается. После окончания обследования обследующий, сопоставляя свои наблюдения на основе произведенных им записей, делает вывод о проверенной им собаке.
При этом он руководствуется следующими характерными признаками проявления преобладающих реакций у собаки.
Собака с преобладанием ориентировочной реакции при обследовании оживленно и упорно обнюхивает землю, прислушивается, оглядывается по сторонам. На уход владельца реагирует слабо, отвлекаясь на окружающую обстановку. При звуках настораживается, при приближении помощника тянет вперед, принюхивается и ласкается пли продолжает проявлять ориентировочную реакцию на окружающие раздражители (пищу ест не сразу и продолжает отвлекаться). При дразнений оборонительной реакции не проявляет. В присутствии владельца поведение не изменяется.
Собака с преобладанием оборонительной реакции в активной форме на привязи ведет себя напряженно, следит за уходом владельца или рвется в его сторону. При появлении помощника сразу его облаивает и рвется в его сторону или рычит и настороженно ожидает его подхода, после чего набрасывается, стремясь произвести хватку. При дразнений в момент поедания пищи сразу переключается на дразнящего, проявляя оборонительную реакцию и после этого сразу к пище не возвращается. В присутствии владельца активно-оборонительная реакция еще более возрастает.
Собака с преобладанием пассивно-оборонительной реакции после ухода владельца, поджав хвост, жмется к земле, скулит или повизгивает или стремится сорваться с привязи и убежать. На стук проявляет явно выраженную трусость. При подходе помощника тянет назад, сильно дрожит, лакомство брать отказывается. При дразнений пытается убежать или, «обмирая», прижимается к земле. В присутствии владельца трусость может несколько уменьшиться, но полностью не пропадает.
Собака с преобладанием пищевой реакции при подходе ласкается, жадно берет лакомство. После дразнений лакомство берет сразу. Пищу ест с большой жадностью И на дразнение при этом не реагирует. В присутствии владельца оборонительную реакцию также не проявляет.
Наряду с собаками с хорошо выраженной преобладающей реакцией имеются собаки, у которых реакции проявляются в смешанной форме, при наличии равномерного развития 2–3 реакций.
Так, например, злобно-трусливые собаки при дразнений вначале проявляют значительную активность, но при приближении дразнящего активность постепенно вытесняется пассивно-оборонительной реакцией, и собака проявляет трусость.
Оценивая пригодность собаки к дрессировке в зависимости от преобладающих у нее реакций, необходимо исходить из следующих положений.
Преобладание ориентировочных реакций затрудняет дрессировку независимо от вида службы.
Преобладание оборонительной реакции в активной форме необходимо для таких служб, как розыскная, караульная, сторожевая.
Преобладание пищевых реакций облегчает подготовку собак для таких служб, как связная и др.
Собаки с преобладанием пассивно-оборонительных реакций, а также собаки злобно-трусливые для служебного использования не пригодны. Отбирать таких собак для дрессировки не следует;
Определение возбудимости. Степень возбудимости определяется на первом этапе и уточняется на втором — параллельно с выявлением преобладающих реакций.
Возбудимость собаки оценивается по степени ее подвижности и активности, по силе и стойкости проявляемых реакций, а также по быстроте их взаимозаменяемости.
Возможны следующие наиболее типичные формы проявления возбудимости у собак.
Наиболее возбудимые собаки чрезвычайно подвижны и активны, проявляют агрессивную реакцию на привязь, очень возбужденно ведут себя при уходе владельца. Реакции возникают быстро и отличаются силой, стойкостью и продолжительностью проявления.
Собаки средней возбудимости менее подвижны. Подвижность сменяется состоянием относительного покоя (собака приостанавливается, садится, ложится, а затем вновь начинает двигаться). Реакции проявляются достаточно интенсивно, но одна реакция сравнительно легко вытесняет другую. Собака быстро переключается с одной реакции на другую (например, с пищевой на оборонительную и обратно). В присутствии владельца возбудимость обычно возрастает.
У собаки с пониженной возбудимостью движения и реакции замедлены, собака мало подвижна. Реакции отличаются значительной стойкостью и малоподвижностью (например, дразнение прекращено, а собака продолжает облаивать ушедшего помощника). В присутствии владельца возбудимость не изменяется.
Собаки слабовозбудимые. Такие собаки отличаются большой вялостью в поведении, все реакции проявляют слабо и не стойко, склонны к малоподвижному состоянию.
Такие собаки к дрессировке для служебных целей не пригодны.
При отборе собак для дрессировки к выбраковке подлежат все собаки с преобладанием пассивно-оборонительной реакции, а также слабовозбудимые — вялые собаки.
При отборе для розыскной и сторожевой служб следует выбраковывать собак, проявляющих большую возбудимость с преобладанием активно-оборонительной реакции (чрезмерно злобных), а также с преобладанием ориентировочной и пищевой реакции при полном отсутствии активно-оборонительной.
Проверка слуха. На первом этапе проверку слуха производят произношением хозяином клички собаки шопотом в 5–6 м от нее.
Оценка состояния слуха может быть дана также на основании реагирования собаки на шумы при выяснении преобладающих реакций.
Более точное определение состояния слуха собаки проводят на втором этапе, когда будут отработаны такие приемы общей дрессировки, как укладка, усадка, подзыв.
Для испытания выбирают открытое место: луг, дорогу, двор без каких-либо отвлекающих раздражителей. Выводя собаку на место испытания, дрессировщик, по указанию обследующего, командой «сидеть» усаживает собаку, отходит на расстояние до 150 м и, повернувшись лицом к собаке, сделав небольшую выдержку, по сигналу обследующего подзывает собаку к себе обычным голосом средней силы.
Если собака не выполняет поданную команду, команду повторяют более громким голосом. При вторичном невыполнении команды владелец сокращает расстояние и вновь подает собаке команду с расстояния 100 м в том же порядке; в случае если и здесь собака не выполняет команду, расстояние сокращают до 50 м.
Собака, не слышащая команду на расстоянии 50 м, к дрессировке для служебных целей не пригодна.
Проверка зрения. Простейший способ проверки зрения — осмотр глаз и реагирование зрачка на подносимую к глазу руку.
На втором этапе зрение может быть проверено методом, аналогичным проверке слуха, путем замены команды жестом.
Проверка обоняния. При отборе собак для дрессировки по розыскной службе необходимо определять качество чутья.
Примитивно на первом этапе обоняние может быть проверено путем самостоятельного нахождения собакой нескольких кусочков мяса, разбросанных в разных местах, при этом собака должна быть в свободном состоянии и предварительно выгуляна. Место для проверки не должно иметь отвлекающих собаку предметов.
Мясо разбрасывают незаметно для владельца и собаки.
При наличии возможности может быть использован и следующий метод.
Собаке из двух совершенно одинаковых ящиков предлагается выбрать тот, в котором находится мясо. Ящики сконструированы таким образом, что пронюхать мясо, находящееся внутри ящика, собака может только через отверстие в крышке ящика, в которое вставлены фильтры с разным числом прослоек материи. Вставляя фильтры с разным числом прослоек материи, можно определить минимальное число прослоек, через которые собака в состоянии пронюхать мясо. Проведенные исследования показывают, что разные собаки пронюхивают мясо через весьма различное число прослоек.
Определение чутья собаки при помощи этого метода занимает около 30–40 минут и дает возможность оценить нз только остроту обоняния у собаки, но и активность ее поиска. Совокупность остроты обоняния и активность поиска оценивается как чутье.
Предварительно собаку обучают трогать лапой ящик, в котором находится мясо.
Данный метод определения чутья у собак разработан доктором биологических наук Л. В. Крушинским и в настоящее время проверяется на практике.
На втором этапе качество чугья уточняется при отработке таких приемов, как выборка, проработка следа. Собаки со слабым чутьем не «заинтересованы» в работе по чутью — к розыскной службе не пригодны.
Проверка экстерьера. Оценку экстерьера отбираемой собаки производят на первом этапе.
При оценке экстерьера следует руководствоваться основными требованиями общего и частного экстерьера.
Отбираемые для дрессировки собаки должны, как правило, иметь хороший шерстный покров с обильным подшерстком, хорошо развитую мускулатуру и крепкий костяк, свободные эластичные движения, правильный постав конечностей, крепкую, сухую конституцию, крепкие зубы с правильным прикусом.
Желательный рост для кобелей 55–60 см, для сук 53–58 см (в зависимости от породы).
Собака должна быть физически крепкой, достаточно крупной и не иметь пороков, препятствующих ее служебному использованию.
Пригодность собаки к дрессировке определяется на основании всех данных о ней: о преобладающих реакциях, степени ее возбудимости, состоянии органов чувств, экстерьерных качествах, состоянии здоровья (заключение ветеринарного врача).
Для дрессировки специальным приемам наиболее пригодны собаки в возрасте 1–2 лет. Дрессировка собак общим приемам начинается с 6-месячного возраста.
Пороками, безусловно исключающими возможность дрессировки собак для служебных целей, являются:
— мелкий рост, слабосилие вследствие физической недоразвитости скелета и мускулатуры, резко выраженная косолапость на почве рахита, искривления суставов, вызывающие связанность в движениях;
— неправильный прикус: перекус, недокус, прямой прикус (для розыскных и сторожевых собак);
— травматические повреждения (раны, ушибы), требующие длительного лечения;
— хромота, вызванная атрофией мышц плеча, бедра, хронический ревматизм и воспаление сухожилий, связок.
Такие отклонения от экстерьера, как постав хвоста, цвет глаз и т. п., не должны служить препятствием для отбора собак для дрессировки.
Чем полноценнее собака, тем быстрее, легче и лучше будет итти ее дрессировка, тем эффективнее будет ее работа в будущем.
Определение типа высшей нервной деятельности (ВНД) собаки. Громадное значение для правильного отбора собак имеет тип ВНД собаки.
Отсутствие в настоящее время разработанной методики по определению типа ВНД в полевых условиях не позволяет установить тип высшей нервной деятельности собаки при ее отборе для дрессировки.
Тип высшей нервной деятельности у собак может быть определен лишь путем тщательного изучения собаки в процессе дрессировки и особенно в первоначальный период дрессировки.
Определение типа высшей нервной деятельности у собак должно производиться путем изучения выработки условных рефлексов на различные команды и жесты при дрессировке. При этом учитывается быстрота и стойкость образования как положительных, так и тормозных условных рефлексов, а также легкость и четкость выработки различных диференцировок. Для того чтобы изучить высшую нервную деятельность собаки в процессе дрессировки, следует каждому дрессировщику вести дневник дрессировки, в котором отмечать все особенности поведения собаки, проявляемые при дрессировке, а также податливость собаки к дрессировке.
Для того чтобы определить тип ВНД собаки, необходимо выяснить:
1. Двигательную активность собаки.
2. Быстроту и стойкость выработки условных рефлексов.
3. Особенности диференцировки.
4. Проявление основных реакций.
Наиболее характерные признаки различных типов высшей нервной деятельности собак представлены в нижеследующей таблице на стр. 287.
Наиболее пригодны к дрессировке собаки уравновешенного типа. Менее пригодны типа возбудимого. Собаки со слабым типом высшей нервной деятельности для дрессировки, как правило, не пригодны.

2. Первоначальный подход к собаке и приучение ее к дрессировщику
Собака должна быть приучена к дрессировщику. Без приучения собаки к дрессировщику и установления с ней необходимого контакта дрессировка невозможна.
Контакт между дрессировщиком и собакой начинается с первого дня ознакомления дрессировщика с собакой и складывается на протяжении всего периода дрессировки.
В первые дни собака особенно внимательна к поведению дрессировщика: выражению лица, движениям, к интонациям (оттенкам) голоса и т. д. Она чутко воспринимает самые незначительные изменения в поведении дрессировщика. Поэтому дрессировщик должен очень внимательно наблюдать за поведением собаки, продумывать каждое свое действие, проявлять терпение, выдержку и настойчивость, избегать грубых окриков, рывков и всего того, что может вызвать недоверчивость собаки и пассивно-оборонительную реакцию.
Выявив особенности поведения собаки, дрессировщик должен наметить способ подхода к собаке соответственно особенностям ее поведения.
Первоначальное приучение к дрессировщику начинают так: лицо, у которого находилась собака, выводит ее из помещения на длинном поводке; дрессировщик подходит сзади и незаметно для собаки принимает поводок и уходит с собакой, обычно не замечающей появления нового лица. Дрессировщик продолжает гулять с собакой, не стесняя ее движений в пределах длины поводка, называет по кличке и дает при подходе лакомство.


Последний раз редактировалось: Лютый (Вт Май 20, 2014 4:41 am), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
Лютый
Магистр
Магистр

Сообщения : 272
Дата регистрации : 2014-03-31

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Дрессировка служебных собак М. И. Ваничев, В. В. Рылов, Н. А. Сахаров http://lib.rus.ec/

Сообщение автор Лютый в Вт Май 20, 2014 4:38 am

Характеристика типов высшей нервной деятельности (ВНД)
avatar
Лютый
Магистр
Магистр

Сообщения : 272
Дата регистрации : 2014-03-31

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Дрессировка служебных собак М. И. Ваничев, В. В. Рылов, Н. А. Сахаров http://lib.rus.ec/

Сообщение автор Лютый в Вт Май 20, 2014 4:40 am

В практике встречается, что дрессировщику приходится брать собаку и самостоятельно. В таких случаях надо смело войти в помещение, где находится собака, окликнуть ее по кличке, решительно подойти к ней, взять на длинный поводок и вывести из помещения для выгула, повторяя с ласковой интонацией кличку и давая лакомство.
Во всех случаях, когда собака не подпускает дрессировщика, лучший способ преодоления недоверчивости — дача корма.
Длительные прогулки, сопровождаемые игрой, ласковые интонации голоса, дача лакомства, уход за собакой — наиболее действенные средства приручения собаки, установления контакта, необходимого для успешной дрессировки.



Рис. 103. Приемы общей дрессировки служебных собак (схема)
Если был применен правильный подход к собаке, то в течение нескольких дней контакт будет установлен. Недоверчивость к дрессировщику сменится доверчивостью, собака будет стараться все время находиться вблизи дрессировщика, охотно вступать в игру с ним, реагировать на изменения интонации его голоса, на кличку.
После установления контакта можно начинать дрессировку собаки.
avatar
Лютый
Магистр
Магистр

Сообщения : 272
Дата регистрации : 2014-03-31

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Дрессировка служебных собак М. И. Ваничев, В. В. Рылов, Н. А. Сахаров http://lib.rus.ec/

Сообщение автор Лютый в Вт Май 20, 2014 4:43 am

3. Приучение к кличке, ошейнику и поводку
Поступающие в дрессировку собаки должны быть приучены к кличке, ошейнику и поводку. Эту работу обычно проводят с собакой в возрасте до 5–6 месяцев.
Приучение к кличке. Кличка — первая, а в последующем и наиболее частая команда, применяемая дрессировщиком для привлечения внимания собаки. Для клички может быть использовано любое, короткое, звучное, с четким окончанием слово, исключая людские имена.
Можно рекомендовать такую методику приучения к кличке. Дрессировщик с бачком, в котором находится пища, или с каким-либо лакомством (например, кусочками мяса) входит в клетку, где находится собака, и, предлагая ей бачок или протягивая руку с лакомством, называет кличку с ласковой интонацией. После некоторой паузы, если собака не подойдет сама, подходит к ней, ставит перед ней бачок или, отдав ей мясо, гладит ее. Так повторяют 2–3 раза.
Привыкая к получению лакомства из руки, собака начинает тянуться за ним и подходить самостоятельно, после чего получает лакомство с командой «хорошо».



Рис. 104. Дача лакомства собаке
Сначала следует добиваться подхода собаки к протянутому лакомству на расстояние 2–3 шагов, затем отбегать дальше, подзывая собаку к себе по кличке; когда собака подойдет, дать ей лакомство.
После нескольких таких упражнений собака привыкнет к своей кличке.
Как только собака твердо освоит кличку, от дачи лакомств следует воздержаться, заменяя их командой «хорошо) в поощрительной интонации и поглаживанием.
Кличку необходимо повторять и при даче собаке корма. При передаче собаки к другому дрессировщику эти упражнения следует повторить.
Приучение к ошейнику. Одновременно с приучением собаки к кличке ее приучают и к ошейнику.
Ошейник подбирают такого размера, чтобы он был свободен, но в то же время собака не могла его снять. Дрессировщик, войдя в клетку собаки, называет ее кличку, дает лакомство и во Бремя игры, отвлекая внимание собаки, надевает ошейник.
Если собака упорно не дает надеть ошейник, можно применить следующий способ: во время игры с тряпкой, один конец которого она теребит, другой конец пропустить через ошейник, придерживая его пальцем левой руки, а затем, взяв ошейник в правую руку, одним движением надевают его на собаку, погладив ее. В дальнейшем, повторяя эти занятия, оставляют ошейник на собаке каждый раз на более продолжительное время и стараются игрой отвлекать ее внимание.
Приучение к поводку. Когда собака не будет сбрасывать ошейник, ее приучают к поводку. Во время игры с собакой левой рукой берут ее за ошейник, а в правой держат несколько кусочков мяса. Держа правую руку с мясом перед мордой собаки, а левой придерживая за ошейник, следует двигаться вперед. Собака, чувствуя перед собой запах мяса, не обратит внимание на то, что ее держат за ошейник, и будет следовать вперед. Пройдя таким образом шагов 10–15, надо собаке дать кусочек мяса и снова проделать движение. Когда кусочки мяса будут скормлены, поласкать ее и пустить гулять. Лакомство следует давать так, как зто указано на рисунке 104.
В следующий раз во время игры пристегнуть к ошейнику короткий поводок, взять левой рукой за конец поводка и, назвав кличку, подтянуть собаку к себе, дать лакомство, поласкать и пустить погулять. После нескольких упражнений (если собака смело подходит) короткий поводок надо сменить на длинный и несколько раз повторить упражнение.
В период приучения собаки к поводку следует избегать каких бы то ни было принуждений, чтобы не вызвать у нее боязни к поводку и недоверие к дрессировщику.
После того как собака станет безразлично относиться к поводку, отработку приема можно считать законченной.
avatar
Лютый
Магистр
Магистр

Сообщения : 272
Дата регистрации : 2014-03-31

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Дрессировка служебных собак М. И. Ваничев, В. В. Рылов, Н. А. Сахаров http://lib.rus.ec/

Сообщение автор Лютый в Вт Май 20, 2014 4:44 am

4. Методы и приемы дрессировки служебных собак
Дрессировка служебных собак слагается из:
1) общей дрессировки, 2) специальной дрессировки и 3) тренировки.
Цель общей дрессировки — выработать у собаки навыки общего послушания и дисциплины, необходимые для управления ее поведением при специальной дрессировке и служебном использовании.
Специальной дрессировкой вырабатывают у собаки навыки, необходимые для того или иного специального использования собаки (розыск по следу, окарауливание и т. д.).
Тренировка имеет целью укреплять у собаки навыки, выработанные в процессе общей и специальной дрессировки, и систематически совершенствовать их применительно к конкретным условиям служебного применения собаки.
При дрессировке собак применяют ряд определенных, последовательных приемов дрессировки. Различают приемы общей дрессировки, специальной дрессировки и приемы тренировки.
Прежде чем начать дрессировку, необходимо установить, как добиться от собаки выполнения (вначале хотя бы примитивного) требуемого приема.
Во всех случаях дрессировку собаки надо начинать в легких условиях, постепенно усиливая влияние окружающей среды (отвлечения) и требования к более четкому выполнению приема.
Начинать дрессировку надо с того, что легко и просто и кончать тем, что трудно и сложно, стараясь не допускать ошибок. Первые дни дрессировки отводят продолжительным прогулкам и играм на отдыхе для установления контакта между дрессировщиком и собакой и для окончательного выявления правильности закрепления собаки за данным дрессировщиком.
После этого вводят приемы общей дрессировки. При прохождении этих приемов особенное внимание должно быть обращено на развитие у собаки заинтересованности в подноске предметов, используя это свойство в дальнейшем к построению сложных приемов специальной дрессировки.
Отработав элементарно один прием, надо, шлифуя его, вводить в дрессировку другой, придерживаясь последовательности ввода приемов, изложенных в книге. Рекомендуется отрабатывать параллельно несколько приемов. Это ускорит дрессировку, сделает ее разнообразной и неутомительной для собаки.
Первые 5–10 дней после начала дрессировки следует воздержаться от ввода специальных приемов (пока не установится контакт с собакой), а затем начать вводить их, попутно отрабатывая приемы общей дрессировки. Как минимум до перехода к специальным приемам необходимо отработать: подзыв, усадку, подноску предметов, после чего время, отводимое для проведения приемов общей дрессировки, постепенно сокращают и доводят до 10–15-минутных упражнений тренировочного характера.
Отрабатывая у собаки определенный навык, необходимо соблюдать принцип неизменности сигналов (команд, жестов) и безусловные раздражители.
Приступая к отработке навыка прежде чем дать сигнал собаке, следует привлечь ее внимание, назвав ее кличку.
Нельзя в период дрессировки длительно применять дачу лакомства при хорошем исполнении. Это было бы ошибкой. Когда на основе этого безусловного рефлекса образуется условный рефлекс на ласковую интонацию, лакомство, как постоянный метод поощрения, надо отменить, применяя его лишь периодически, для подкрепления условных рефлексов.
Заниматься с собакой можно два раза в день, утром и вечером до кормления.
Продолжительность занятия любая, но при условии, что собака будет заинтересована занятием и не утомлена. Нормальное состояние нервной системы собаки — непременное условие успешности дрессировки.
Найти необходимый «подход», суметь добиться от собаки требуемого действия — самая трудная задача, решив которую, дрессировщику остается повторными упражнениями отработать безотказность выполнения приема и шлифовать его.
К каждому занятию должен быть составлен план, в котором предусматривается время и содержание занятия, его продолжительность, перерывы для отдыха и выгуливания собаки, а также обстановка.
Результаты занятий, особенности поведения собаки заносят в специальный дневник.
avatar
Лютый
Магистр
Магистр

Сообщения : 272
Дата регистрации : 2014-03-31

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Дрессировка служебных собак М. И. Ваничев, В. В. Рылов, Н. А. Сахаров http://lib.rus.ec/

Сообщение автор Лютый в Вт Май 20, 2014 4:44 am

Методы и приемы общей дрессировки
Прием: хождение рядом. Цель приема — выработать у собаки стойкий навык безотказного движения рядом с дрессировщиком по команде и жесту (рис. 105), Условными раздражителями данного приема будут команда «рядом» и жест — легкий удар ладонью левой руки по бедру, безусловным — рывок поводком. Поощряющий условный раздражитель — команда «хорошо»; безусловный — оглаживание и дача лакомства.
avatar
Лютый
Магистр
Магистр

Сообщения : 272
Дата регистрации : 2014-03-31

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Дрессировка служебных собак М. И. Ваничев, В. В. Рылов, Н. А. Сахаров http://lib.rus.ec/

Сообщение автор Лютый в Вт Май 20, 2014 4:49 am

Отработку приема следует начинать после того, когда собака будет достаточно «привязана» к дрессировщику, приучена к кличке, ошейнику и поводку.
Методы и техника построения приема. Участок для занятий с собакой следует выбрать такой, чтобы там было как можно меньше отвлекающих раздражителей (движение людей, транспорта, скота и др.). Участок должен быть длиной не менее 100–150 м и шириной 50–100 м, не иметь высокого растительного покрова, канав, рвов и других препятствий, мешающих движению. Выгуляв собаку 10–15 минут, дрессировщик приступает к занятиям. Для этого дрессировщик, взяв собаку на короткий поводок, становится с правой стороны собаки так, чтобы левая его нога была примерно посредине корпуса собаки. Левой рукой берет поводок на расстоянии 20–30 см от ошейника, конец поводка свертывает и берет в правую руку. Назвав собаку по кличке и дав команду «рядом», делает рывок поводком вперед, одновременно начиная движение по прямой быстрым шатом, резко отличным от темпа движения при прогулках с собакой.
В первые два-три занятия собака неизбежно будет отвлекаться, отставать, забегать вперед или в сторону (дрессировщик должен все время наблюдать за ее поведением и окружающей обстановкой). В этих случаях дрессировщик дает команду «рядом» и одновременно делает рывок поводком — вперед, если собака отстает, и назад, если забегает вперед. Когда собака займет правильное положение (у ноги дрессировщика), следует поощряющая команда «хорошо», дача лакомства (мяса) и оглаживание собаки (от холки до крупа).
При отработке навыка «хождение рядом» поводок нельзя держать в натянутом положении, надо давать возможность собаке «ошибаться» — выходить из правильного положения у ноги дрессировщика. Правильным положением собаки при движении с дрессировщиком следует считать такое, когда отставание или забегание вперед будет не больше чем на длину туловища собаки.
В первые дни занятий следует остерегаться применять сильные рывки поводком, давать излишне громкие команды в угрожающей интонации. Движение рядом с собакой в первые занятия должно проводиться по прямой на дистанцию не менее 100–150 м, без крутых и резких поворотов.
Условный рефлекс на команду «рядом» обычно у большинства собак образуется уже после 5–6 занятий. Чтобы убедиться в том, что условный рефлекс образован, дрессировщик, ослабив поводок во время движения, следит за собакой, и когда собака отстает или забегает вперед, дает строгую команду «рядом». Если собака займет сразу правильное положение, значит условный рефлекс образован. После этого отработку навыка следует постепенно усложнять: движение производить в разных темпах (шаг быстрый, тихий, бегом), делать остановки и резкие повороты в движении. При изменении дрессировщиком темпа движения следует сначала дать команду «рядом», а затем сделать рывок поводком вперед, если темп движения увеличивается, и легкий рывок назад, если он уменьшается. При поворотах направо рывок поводка давать вперед, а при поворотах налево — легкий рывок назад (или сдерживание).
Через несколько дней занятия следует проводить в обстановке, где имеются отвлекающие раздражители, а также в разное время суток и в различную погоду.
В это же время начинают отработку навыка на жест. Занятия продолжаются на поводке. Дрессировщик берет поводок в правую руку. Перед началом движения подается команда «рядом» и жест-удар левой рукой по бедру с одновременным рывком поводком. Команда должна предшествовать жесту и рывку. Постепенно команду «рядом» и рывки дают все реже и заменяют одним жестом. Обычно после 4–5 дней занятий собака уже начинает хорошо реагировать на жест, требуется только в дальнейшем шлифовать этот навык.
Далее начинается отработка навыка «хождение рядом» без поводка. Управление собакой при движении достигается при помощи команд или жестов. Для этого дрессировщик вначале занимается на ослабленном поводке, допускает первое время опускание поводка на землю. Если собака ка команду «рядом» и жест будет реагировать недостаточно, отставать или забегать вперед, следует наступить на поводок или, подняв его, делать сильный рывок (вперед или назад), предварительно дав в угрожающем тоне команду «рядом». После того как собака хорошо будет выполнять действия по команде и жесту, поводок снимают и пользуются только жестом. При хорошем выполнении собакой этого действия нельзя забывать поощрять ее командой «хорошо», лаской и лакомством.
Совершенствуя навык, т. е. добиваясь четкости и безотказности его выполнения собакой, необходимо условные раздражители — команду и жест — периодически подкреплять непосредственным раздражителем — рывком поводка. Отработку навыка можно считать законченной, когда собака будет четко и безотказно выполнять эти действия без поводка, по первой команде или жесту дрессировщика при движении разным темпом в среднеусложненных условиях, с поворотами и остановками.
Прием: свободное состояние. Цель приема — дать собаке отдых и предоставить ей свободное поведение по команде и жесту.
Условные раздражители этого приема — команда «гуляй», даваемая с ласковой интонацией, и жест — выбрасывание правой руки в сторону движения. Безуслойный раздражитель — стремление собаки к свободному состоянию (рефлекс «свободы»).
Этот навык отрабатывают одновременно с приемом «хождение рядом» и «подход собаки к дрессировщику».
Методы и техника построения приема. Собаке, находящейся на длинном поводке около дрессировщика, дается команда «гуляй», одновременно правой рукой резким движением с наклоном корпуса указывается в сторону движения. После этого необходимо пробежать, играя с собакой, 5–10 шагов, называть ее по кличке и восклицать с ласковой интонацией: «гуляй», «гуляй», «хорошо». Поведение дрессировщика при этом должно быть энергичным и жизнерадостным (рис. 106).

Сделав пробежку, надо дать собаке свободно погулять, не снимая с нее поводка. Через 3–5 минут подозвать собаку, поласкать, дать лакомство и повторить 2–3 раза прием. Повторными приемами у собаки выработается стойкий условно-двигательный рефлекс, и она по команде дрессировщика будет четко переходить в свободное состояние, которое обычно называют выгуливанием.
Выгуливать собаку следует в местах, где имеются разные отвлекающие ее раздражители (животные, люди, различные звуки, запахи и т. п.), что будет постепенно приучать собаку относиться к ним безразлично.
Навык необходимо отрабатывать и при выгуливании собаки после кормления.
При выгуливании собака должна быть в свободном состоянии. Не следует оставлять на ней парфорс (кроме исключительных случаев, когда собака делает попытки набрасываться на проходящих людей), стеснять ее в движении; нельзя допускать и грубых окриков и рывков. Выгуливание на длинном поводке следует проводить лишь в начале дрессировки, имея в виду, что собака может убежать, наброситься на человека, животных. Когда у собаки будет хорошо отработан навык «подход к дрессировщику», следует перейти к выгуливанию без поводка. Выгуливаемая собака должна быть все время в поле зрения дрессировщика, нельзя допускать, чтобы она удалялась на большое расстояние от дрессировщика, что зависит от степени привязанности собаки к последнему. При попытке удалиться на расстояние больше длинного поводка собаку надо подозвать и, поласкав, вновь предоставить по команде «гуляй» свободное состояние.
Если собака будет делать попытки набрасываться на людей или животных, следует взять ее на поводок и при броске дать рывок с запрещающей командой «фу».
Навык можно считать отработанным, если по команде «гуляй» собака быстро переходит в свободное состояние.
Прием: подход к дрессировщику. Цель приема — выработать у собаки стойкий навык безотказного подхода к дрессировщику по команде и жесту с любого расстояния и положения.
Условные раздражители приема — команда «ко мне» и жест — резкое опускание на бедро поднятой в сторону левой руки (рис. 107). Безусловные раздражители — пищевой и подтягивание собаки к себе. В качестве поощрения применяют команду «хорошо», лакомство, поглаживание собаки и игру с ней.


Рис. 107. Жест подзыва
Прием «подзыв» следует проводить одновременно с отработкой навыков «хождение рядом» и «свободное состояние». В том случае, если дрессировщик взращивает щенка сам, отработку этого навыка следует начинать с 4–5-месячного возраста.
Методы и техника построения приема. Занятия по отработке навыка проводят в тех же условиях, что и навык «хождение рядом». В первые дни навык отрабатывают исходя из положения свободного состояния собаки и только на длинном поводке.
Дрессировщик, выгуливая собаку и стараясь быть незамеченным ею, обходит назад на длину поводка, затем называет ее кличку и громко, с поощряющей интонацией, подает команду «ко мне», показывая ей приготовленный заранее кусочек мяса, и снова подает команду «ко мне», «хорошо». Как только собака подойдет, дрессировщик отдает ей мясо и поглаживает, произнося «хорошо». В дальнейшем, когда навык будет отработан, команда «хорошо» и дача лакомства производятся после того как собака подойдет к дрессировщику.
Если собака на команду «ко мне» не будет реагировать, дрессировщик подает вторично эту команду и одновременно с легким рывком медленно натягивает поводок, подводя собаку к себе, после чего дает лакомство с командой «хорошо».
Обычно после 4–5 занятий на команду «ко мне» собака сразу подходит к дрессировщику. После этого начинают отрабатывать подход на жест с посадкой собаки у левой ноги дрессировщика (рис. 108).


Рис. 108. Положение собаки рядом с дрессировщиком
Занятия проводят в тех же условиях и на длинном поводке. Дрессировщик, назвав кличку собаки, одновременно подает команду и жест «ко мне». При подходе собаки дрессировщик быстро берет в правую руку поводок на расстоянии 10–15 см от ошейника, левой рукой заносит круп собаки влево, дает команду «сидеть» и одновременно нажимает на крестец, а правой натягивает поводок вверх — назад, пока собака сядет, после чего дает команду «хорошо», «сидеть» и поощряет лакомством. Затем собаке дается команда «гуляй», и прием повторяют.
Через 5–6 занятий, когда собака достаточно хорошо будет выполнять эти действия, можно постепенно переходить к отработке навыка без поводка. Первые несколько дней можно оставлять на гуляющей собаке короткий поводок.
Отработку навыка следует считать законченной, когда собака будет безотказно и быстро (галопом) подбегать к дрессировщику по первой команде или жесту и садиться у его левой ноги.
Прием: посадка. Цель приема — выработать у собаки стойкий навык безотказно садиться по команде и жесту.
Условные раздражители данного приема — команда «сидеть» ж жест — выбрасывание правой руки вперед выше уровня плеча. Безусловные раздражители — легкий рывок поводка вверх — назад и нажим на крестец (круп).
Методы и техника построения приема. К приему «посадка» следует приступать не раньше, чем на 5–6-й день занятий, параллельно с приемами «хождение рядом», «подзыв».
Дрессировщик, имея стоящую собаку слева у ноги, поворачивается к ней лицом, берет поводок в правую руку в 10–15 см подает команду «сидеть» и натягивает поводок вверх-назад, одновременно нажимает на круп собаки и повторяет команду «сидеть» (рис. 109), Как только собака села, дрессировщик с командой «сидеть», «хорошо» в ласковом тоне продолжает удерживать собдку в этом положении 10–15 секунд, после чего дает лакомство, оглаживает и выгуливает собаку. Через 3–5 минут дрессировщик снова повторяет прием «посадвд». Обычно у большинства собак условный рефлекс на команду «сидеть» образуется быстро, примерно на второй-третий день занятий. Чтобы проверить, образовался ли условный рефлекс, дрессировщик после выгула, подозвав собаку, подает строгую команду «сидеть», не производя рывка поводком, и нажима на круп. Можно это проверить и при остановках, во время отработки приема «хождение рядом». Если собака выполнит команду, значит условный рефлекс уже образован.
avatar
Лютый
Магистр
Магистр

Сообщения : 272
Дата регистрации : 2014-03-31

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Дрессировка служебных собак М. И. Ваничев, В. В. Рылов, Н. А. Сахаров http://lib.rus.ec/

Сообщение автор Лютый в Вт Май 20, 2014 4:50 am


Рис. 109. Дрессировка собаки садиться по команде
После образования у собаки условного рефлекса на команду «сидеть» возле дрессировщика отработку приема постепенно усложняют. Дрессировщик становится впереди собаки на один шаг и производит посадку ее впереди себя. Добившись этого, увеличивает расстояние на 2 шага и более в зависимости от успеха в выполнении безотказной посадки, постепенно доводя управление собакой с расстояния 20–25 м с выдержкой до 5–10 минут.
Для выработки безотказности в выполнении этого действия рекомендуется периодически применять безусловные раздражители.
При отходе от собаки необходимо внимательно следить за тем, чтобы она не срывалась с места, а при попытке к срыву подать громкую, в угрожающей интонации, команду «сидеть». Если собака все же встала и движется вперед, дрессировщик подходит к ней, повторяет команду «сидеть», усаживает ее на старом месте, применив при этом более сильный безусловный раздражитель — нажим на круп собаки и рывок поводка.
Отработку навыка на жест начинают так. Дрессировщик становится на один шаг впереди лежащей собаки и, держа короткий поводок в левой руке, подает команду «сидеть» и одновременно делает жест. Если собака не садится, следуют повторная команда с угрожающей интонацией и жест в сочетании с легким ударом снизу вверх под поводок (безусловный раздражитель).
Добившись от собаки четкой посадки по команде и жесту на коротком поводке, можно начинать отработку навыка на длинном поводке. При отходе от собаки необходимо остерегаться произвольных рывков поводком. Поводок надо распускать осторожно и отходить от собаки медленно, причем первые дни занятий не поворачиваться к ней спиной с тем, чтобы не допустить срыва собаки с места, предупреждая это дачей команд «сидеть», «хорошо», «сидеть».
Совершенствуя выработку навыка, дрессировщик должен добиваться правильной посадки собаки (не допускать заваливания крупа в сторону) и постоянной настороженности ее к дрессировщику с тем, чтобы собака была готова выполнить посадку по первой его команде или жесту.
После того как собака будет четко выполнять это действие, можно переходить к отработке посадки без поводка.
Во время отработки навыка дрессировщик не должен забывать поощрять собаку за правильное выполнение не только командой «хорошо», но и оглаживанием, дачей лакомства.
Усложнения в работе (работа в разное время суток, в разных местах с наличием отвлекающих раздражителей) вводятся постепенно и лишь после того как у собаки будет воспитан условный рефлекс безотказно выполнять это действие. Навык следует считать Отработанным в том случае, когда собака четко и безотказно выполняет его по первой команде или шесту дрессировщика на расстоянии до 25 м от него.
avatar
Лютый
Магистр
Магистр

Сообщения : 272
Дата регистрации : 2014-03-31

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Дрессировка служебных собак М. И. Ваничев, В. В. Рылов, Н. А. Сахаров http://lib.rus.ec/

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения